1000 фактов — читай и удивляйся
Никола Тесла, сербский инженер, чародей от электричества, следил за своим внешним видом и даже за тем, как его фотографировали: добивался. чтобы снимали на три четверти в профиль, чтобы не был заметен его слегка острый подбородок. Тесла мечтал о способе передачи электричества через целые города и даже государства. Чем слабее ток, текший по кабелю, тем меньше потери электроэнергии. Тесла предложил такой способ передачи электричества, при котором напряжение можно было бы снизить без уменьшения объема энергии на противоположном конце. Это — переменный ток. Этот ток стремительно чередует направление своего движения.
Тесла, как и другие инженеры, понимал, что при передаче тока лучше, если напряжение выше. Но в жилище не должен поступать ток 25 тысяч вольт. Чтобы понизить ток, нужен трансформатор (преобразователь). Он позволит менять высокое напряжение переменного тока на низкое, которого достаточно для повседневных нужд. Богатый промышленник, инженер Джордж Вестингауз уже работал над решением этой проблемы. Переменный ток подходил для освещения, но не существовало ни одного двигателя, на котором он мог бы работать. Тесла доказал, что переменный ток может породить вращательное движение. Его гениальная идея: в двигатель поступает несколько переменных токов, настроенных таким образом, что они чередуются друг с другом.
Первый переменный ток подавался на катушку внутри двигателя, создавая магнитное поле, притягивающее центральную движущуюся часть мотора, а затем ослабевал. Второй накладывавшийся ток питал следующую катушку, перемещая движущуюся часть еще дальше. а потом угасал. То же самое происходило с третьей и четвертой катушками. В результате получалось вращающееся магнитное поле, мощности которого хватало на то, чтобы заставить двигатель крутиться. Тесла разработал на основании этого целую систему, получившую название многофазной. Это означало, что шумную и зловонную электростанцию можно расположить вдали от населенных районов.
Вестингауз купил патенты Теслы за 75 тысяч долларов и предложил два доллара и пять центов за каждую лошадиную силу, которую сможет выработать его двигатель. Это обеспечило бы Теслу колоссальными деньгами на всю жизнь.