1000 фактов — читай и удивляйся
Граффити — нацарапанные или нарисованные изображения на поверхностях улиц. Надписи известны более тридцати тысячелетий. Пещерные рисунки из жизни людей — доисторическое граффити. Античные граффити сохранились в Турции, Египте, Италии. Даже в те далекие времена была создана карикатура-граффити на вредного чиновника. И, как и сегодня, те люди тоже любили оставлять свои надписи на стенах. Стены собора святой Софии в Киеве исписаны и благочестивыми людьми, и шутниками, и любителями автографов. Многие граффити имеют и документальную ценность. Даже такие великие как Рафаэль, Микеланжело оставляли свои надписи. Свое граффити оставляли наполеоновские солдаты, солдаты из Италии, поэт Байрон. На стенах рейхстага — граффити советских солдат.
В наши дни граффити видоизменилось: на уличные объекты надписи наносятся с помощью аэрозольного баллончика. В Советском Союзе граффити появилось впервые в Латвии и в Москве. С течением времени граффити начинает набирать обороты. Все больше молодых людей увлекаются новым видом уличного искусства, доступного молодежи. Проводятся фестивали в Беларуси, России, на Украине. Граффити транспорта уже воспринимается ка нормальный элемент дизайна города. Уличное граффити, часто озорное, гаврошеское, выражает точку зрения некоторой части молодежи, не согласной с официальной позицией государства. Уличное граффити может быть и нейтральным, со стремлением сделать более веселым и выразительным городской пейзаж. Рисовальщики-райтеры в работе используют защитные средства и баллончики со спрей- краской. Граффити считается частью хип-хоп культуры («умственное движение»), протестующей против лжи и лицемерия официальных властей, жестокости жизни.
Современное движение граффити началось в начале 20 века с надписей в подземных переходах и на товарных вагонах. Перекинулось в метрополитен и там по-настоящему развернулось. Граффити выражало протест молодежи против скучного, сытого, несправедливого мира. Граффити использовали банды для метки своей территории. Когда в Америке вагоны метро утилизировали на металлолом, райтеры добрались до крыш домов, выставляли работы в галереях, рисовали в своих студиях. На стенах магазинов появлялись действительно художественные граффити.
В начале нового века супергиганты IBM и Sony в качестве рекламы использовали граффити. Граффити привлекательны и для создателей компьютерных игр. Бывшие райтеры добиваются больших успехов в дизайнерском мастерстве, становятся художниками. Граффити — социальный протест, выходящий на улицы в виде не слов, а изображения. Борьба с граффити в разных странах приобретает немаленькие масштабы. Власти считают — граффити провоцирует разрушительное поведение молодежи.